В православном молодежном центре «Экклезиаст» состоялась встреча, посвященная новомученикам Липецкого края


20 июня в православном Молодежном культурном центре «Экклезиаст» г. Липецка в рамках проекта-победителя грантового конкурса "Православная инициатива" (http://www.le-eparchy.ru/node/2051) состоялся семинар, посвященный подвигу новомучеников и исповедников Липецкого края. В мероприятии приняли участие руководитель «Экклезиаста» и епархиального отдела по пастырской работе среди молодежи, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при ПМКЦ протоиерей Димитрий Струев; руководитель епархиальной комиссии по канонизации святых, настоятель Иоанно-Богословского храма г. Данкова протоиерей Николай Стаднюк; а также члены комиссии – начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области Андрей Анатольевич Найденов и Антонина Ивановна Чеснокова.
Отец Николай открыл семинар с презентации серии книг, переданных в дар «Экклезиасту», изданных Фондом новомучеников и исповедников Церкви Русской: «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» и «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века.
Андрей Анатольевич Найденов продемонстрировал собравшимся подлинные архивные документы – клировые и исповедальные ведомости, содержащие в себе сведения о православных приходах, церковно- и священнослужителях, статистические сведения. Эти документы являются одним из источников, позволяющих узнать больше информации о жизни тех или иных подвижников.
Гость из прихода Добринского Никольского храма Андрей Пчельников поделился с присутствовавшими впечатлениями от паломнической поездки по местам, связанным с памятью липецких новомучеников – Бутовский полигон, Данилов монастырь. И рассказал о личности и подвиге преподобноисповедника Георгия (Лаврова), мощи которого почивают в Даниловом монастыре, уроженце Липецкого края. Он родился в 1868 году в деревне Касимовка Елецкого узда Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. Однажды, когда Герасиму (в миру) было 12 лет, он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь.
С 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. С 1915 по 1918 годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в город Мещовск Калужской губернии.
После закрытия монастыря в декабре 1918 года, отец Георгий был обвинён в «тайном заговоре» и «хранении оружия». Из Мещовской тюрьмы его вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия, и расстрел был заменён пятью годами заключения.
В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента». После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. 4 июля 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном кладбище. 11 октября 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь в Москве.
Преподобноисповедник был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Также перед участниками встречи выступила Елена Михайловна Камнева – потомок еще одного липецкого новомученика - архимандрита Амвросия (Астахова). Угодник Божий родился в 1860 году в крестьянской семье в селе Борисовка Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Впоследствии служил в приходском храме при московском Алексеевском Архангело-Михайловском Чудовом монастыре. После её закрытия архимандрит служил в Казанском Головинском монастыре. В 1930–1937 годах архимандрит Амвросий проживал в Ховрине и служил в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» внештатным священником.
29 сентября 1937 года был арестован по делу архиепископа Димитрия (Добросердова), во время следствия содержался в Бутырской тюрьме. 17 октября 1937 года тройкой НКВД по Московской области был приговорен к расстрелу за «участие в контрреволюционной группировке и систематической антисоветской агитации». 21 октября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной могиле на полигоне в Бутово вместе с архиепископом Димитрием и другими.
Архимандрит Амвросий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских как преподобномученик на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священник Максим Покровский рассказал о своем прадеде – священнике Алексие Романцове, расстрелянном в 1937 году, показал семейные фото. А Андрей Анатольевич Найденов дополнил его рассказ сведениями об отце Алексие: оказывается, что тот служил в домовом храме Тамбовского Екатерининского института, который сам окончил.
В завершении встречи протоиерей Димитрий рассказал о подвижнице благочестия нашего края -схимонахине Антонии (Кавешниковой). Она родилась в 1904 году в селе Долгое Данковского уезда Рязанской губернии. Ещё в детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Прошла матушка и через муки ГУЛАГа и психиатрических больниц, где её пытались "вылечить" от веры во Христа. На склоне лет Господь удостоил её монашества с именем Аполлинария и схимы с именем Антонии, отметил Своими великими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения. Со всех концов России приходили к ней люди за советом и помощью в физических и душевных невзгодах и недугах, за утешением в скорбях и печалях.
Подобные просветительские мероприятия способствуют распространению почитания новомучеников и исповедников среди молодежи, дают возможность молодым людям познакомиться с житиями их земляков, пострадавших за Христа в период гонений на Церковь.
Антонина Ивановна Чеснокова
член епархиальной комиссии по канонизации святых
0
Ваша оценка: Нет