Беседы о греховных страстях. Для чего Бог попускает демонам искушать людей?


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в №11 за 2012 год


Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия
БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Для чего Бог попускает демонам искушать людей?
Беседа 19, продолжение.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:11-12).
3. Как отражать нападения бесов?


Чтобы отражать нападение демонов на душу, нужно «блюсти главу змия», то есть не давать возможности прилогу вражию обратиться в помысел, проникнуть в сердце, укрепиться в воле. Лучше всего держать ум занятым молитвой (например, молитвой Иисусовой) или делом.
«Отвергать помыслы могут совершенные, противоречить – преуспевшие, а новоначальным надлежит молиться против них» (Св. Нил Сорский)
Св. Исихий Иерусалимский говорит, что в духовной брани действовать надо как на войне.
Во-первых, наблюдать за помыслами.
Во-вторых, заметив вражий помысел, поразить его проклятием с гневом в сердце.
В-третьих, помолиться против него, призывая в сердце Иисуса Христа, чтобы демонский призрак исчез тотчас, и ум не пошел за ним.
Крестное знамение, соединенное с мыслью о победоносных страданиях Иисуса Христа на кресте, имеет силу прогонять бесов и худые помыслы. Один крестьянин, зимней ночью возвращаясь нетрезвым из гостей, долго не мог найти свой дом, а когда нашел, не мог открыть ворота. Ему на ум пришла мысль пролезть под воротами. Он уже лег на снег, но перед тем, как начать ползти, перекрестился. И вдруг словно пелена упала с его глаз, он увидел, что находится не у своего дома, а на льду замерзшей реки и перед ним прорубь. Еще миг, и он бы в ней утонул. Крестное знамение развеяло бесовское наваждение и спасло ему жизнь.
Священник Валентин Бирюков в своей книге «На земле мы только учимся жить» приводит множество примеров помощи Божией, подаваемой при чтении молитвы «Да воскреснет Бог» с крестным знамением. Читать можно в таком порядке: первый раз молитву прочитать лицом к востоку и осенить крестным знамением восточную сторону света. Затем так же сделать, повернувшись лицом на запад, третий раз лицом к югу и четвертый – лицом к северу.
Хульные помыслы, возникающие в душе, ни в коем случае не надо считать своими, но приходящими от диавола. Святитель Димитрий Ростовский в своей беседе о хульных помыслах говорит о них, как о самом легком виде сатанинских искушений, которые могут привести к самой легкой победе, если только никогда не обращать на них внимания и не смущаться ими (мы за них не в ответе), но с презреньем отвергать их; переводить свое внимание на другой предмет и без смущенья им заниматься. При этом важно никогда не допускать осуждения других людей.
Развившиеся страсти можно угашать благодатью, даруемой ради смирения.
Св. Антоний Великий рассказывал: «Видел я однажды все сети врага, опутавшие землю, и вздохнул: «Кто же избегнет их?» И услышал голос: «Смиренномудрие».
Необходимо подавлять главные страсти: угождение плоти, похоть, корысть, гнев, уныние. Через них демон имеет доступ к душе.
«Когда пес чует мясо в лавке, то трудно отогнать его» (Св. Исаак Сирин).
Искренняя исповедь, откровение своих греховных помыслов и страстей духовнику ослабляет власть демонов над душей.
«Как змея, вынесенная из норы на свет, старается убежать и скрыться, так и помыслы, открытые и посрамленные исповедью, удаляются» (Св. Кассиан)
Как преодолевать искушения через людей?


Искушения через людей бывают двоякого рода: одни производят скорбь, другие обольщают.
1. Когда человек возбуждает в нас неприятные чувства, от него не должно уклоняться, но лучше сблизиться с ним, поговорить, выяснить отношения. Часто люди несогласные между собой становятся ненавистнее от того, что долго избегают встречи друг с другом. Но когда один из них решит сблизиться с противником, то часто примиряются.
Но если чувство гнева сильно кипит в сердце, тогда лучше удалиться от искушений, обратиться к другим предметам и выждать, пока утихнет буря: «Отними кипящий котел от огня, пока остынет».
В отношении обидчика нужно понимать его роль. Он всего лишь средство (орудие) у лукавого. В противном случае мы поступаем подобно собаке, которая когда кто бросит в нее палку, оставляет бросившего и бежит грызть палку (Св. Авва Дорофей).
2. К людям, используемым диаволом, как обольстительные приманки, не только не приближаться, но как можно дальше удаляться от них. Особенно это важно в отношении плотской похоти. «Не возможно, держа в руках горящие угли, не обжечься». Кто хочет одержать победу над сладострастным врагом, тот должен обратиться в бегство, чтобы спастись.
В Библии, в книге Чисел (главы 22-25) рассказывается, как моавитсий царь Валак за большую мзду уговорил языческого прорицателя Валаама придти и проклясть идущих из Египта в землю Обетованную людей Израильских, ибо силой оружия никто их не мог остановить. Трижды с вершин разных гор, окружавших стан Израильский, пытался при помощи волхования Валаам произнести свои проклятия, но вместо этого четырежды под воздействием Божиим произнес благословения и даже высказал пророчество о грядущем Спасителе мира из колена Иудина. Тогда корыстолюбивый Валаам дал царю Валаку коварный совет соблазнить евреев на нарушение хотя бы одной заповеди Закона Божия и для этого направить к стану Израильскому блудных женщин. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их» (Чис.25:1-2). Сразу две заповеди (первую и седьмую) нарушил народ, в результате утратил помощь и защиту Божию, и до селе непобедимый, потерпел поражение. Лишь после того, когда виновные по приказу Моисея были казнены и народ принес покаяние, поражение израильтян прекратилось (всех погибших было 24000 человек).
Так и каждого крещеного христианина, хранимого благодатью, диавол не может одолеть. Но тогда он пытается его соблазнить на нарушение хотя бы одной заповеди Божией, после чего лишенного благодати человека он легко подчиняет своей воле.
Как вести себя после победы над врагом?


Когда враг не смог одолеть нас, то притворяясь побежденным, начинает хвалить нас, что будто бы мы своим мужеством одолели его. Цель у него та, чтобы раздуть в нас тщеславие и нашу победу обратить в поражение.

Иногда бесы после победы над собой на длительное время оставляют человека в покое, а порой делают вид, что испугались и отступают. Но все это они делают для того, чтобы ввести человека в беспечность. Потом, притупив у человека бдительность, они внезапно нападают на бедную душу, расхищают ее и заключают в оковы пороков (Мф. 12:43).
«Во время покоя не доверяй себе, но жди великой тревоги и нового мятежа страстей» (Св. Исаак Сирин).
Надобно остерегаться, чтобы в победе, одержанной при помощи благодати Божией, чего-нибудь не приписать самим себе. Ибо «Бог Своей славы не даст другому» (Ис. 42:8). Иначе Бог оставит нас, и мы после победы потерпим жалкое поражение.
Как вести себя после падения?


Обычно перед грехопаденим диавол уверяет человека, что Бог милосерден и простит всякий грех. Но после грехопадения представляет Бога чрезмерно строгим, чтобы ввергнуть грешника в отчаянье.
Для чего это? Когда печаль чрезмерно усиливается, тогда мы раздавленные ею не можем ни укорить себя, ни наказать себя, ни покаяться. А когда скорбь угаснет, тогда мучитель душ опять начинает говорить о милосердии Бога.
Грешник когда придет во глубину зол, уже нерадит о своем спасении (Притч. 18:3, славянский текст). Потому надобно бояться того, чтобы оставаться беспечным после падения и в ложной надежде на милосердие и прощение грехов переходить от одного греха к другому, духовно опускаться все ниже и ниже. Не тогда будем печалиться, когда преткнемся в чем-нибудь, но когда закоснеем в этом.
Св. Исаак Сирин говорит: «После грехов непреднамеренных, сделанных по омрачению и увлечению от страстей, не должны мы предаваться отчаянью, но надобно ободрять себя надеждой на милосердие Божие. «Не радуйся обо мне противник мой, что я пал, ибо я снова встану. Если сяду во тьме, Господь озарит меня» (Мих. 7:8).
Нападение демонов на душу перед смертью человека


Перед смертью враг особенно сильно нападает на человека. Поднимает из памяти давно забытое, старается ввести в смущение, уныние и отчаянье.
В это время всей силой веры надобно ухватиться за Бога, со смирением, раскаянием, сердечным сокрушением о грехах умолять Бога о прощении: «Теперь, понимая, что это грех, я никогда бы уже не позволил себе совершить его в жизни своей».
«Вы говорите: "преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?" Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:10-11).
Священное Писание свидетельствует, что великие грешники – Иудейский царь Манассия, мытарь, разбойник благоразумный, блудный сын – все были прощены, когда принесли покаяние.
Бог будет судить не за то, что грешили, но за нераскаянность.
Св. Исаак Сирин делится важным наблюдением: «Когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих? Когда ощутит в душе своей, что совершенно, от всего сердца возненавидел грехи и не делает их больше».
Из писем Святителя Иоанна Златоуста подвижнику Стагирию, одержимым злым духом.


Стагирий, происходивший из знатного рода и воспитанный в правилах христианской веры, отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников. По попущению Божию, подвергся действию демона, страдал припадками беснования, причинявшими ему такие мучения, что он покушался даже лишить себя жизни. Св. Иоанн Златоуст, по причине собственной болезни не имея возможности лично посетить своего страждущего друга, доставил ему духовное утешение посредством письменных увещаний.
«Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены были им, низложили его самаго; а это для диавола тяжелее всякаго наказания и может довести его до конечнаго осуждения… Чтобы доблестные имели повод к обнаружению своей доброй воли, а недоблестные наказывались за собственное нерадение... Теперь порочный, если и терпит вред, то потому, что его побеждает не враг, а его собственное нерадение, как это доказывается тем, что многие побеждают диавола…
Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобресть чрез него много и добра, конечно, против его воли и желания; в этом и открывается особенное чудо и превосходство человеколюбия Божия. То, что люди делаются лучшими, само по себе уже терзает и мучит диавола; а когда мы будем достигать этого чрез него же, то он не в состоянии будет и перенести такого посрамления. Но как это достигается чрез него? Когда мы, страшась его жестокости, постоянных наветов и непрерывных козней, будем отгонять от себя тяжкий сон, бодрствовать и всегда помнить о Господе. Петр говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Это сказал он, желая сделать нас более мужественными и внушить, чтобы мы более прилеплялись к Богу.
Кто видит наступающего врага, тот скорее прибегает и прилепляется к могущему помочь. Так и малые дети, когда увидят что-нибудь страшное, бегут в объятия матери, хватаются за одежду ее, крепко держатся за нее, и не отстают, не смотря на старания многих оттащить их прочь. А когда нет ничего страшного, они не слушают ни материнского зова, ни побуждения, отвергают ее приглашения, отворачиваются, когда она всячески старается приманить их к себе…
Так бывает не только с детьми, но и с нами. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу» (Свт. Иоанн Златоуст).
Раны, падения и даже поражение в духовной борьбе с бесами – это еще не беда, это всегда повод к глубокому смирению и к сильнейшей устремленности к Богу о помиловании: «Радосте моя! Избави меня от обышедших меня зол» (Пс. 31:7, славянский текст). Хотя я и грешник, но не враг Твой, а немощное создание Твое; помилуй меня, Боже!
0
Ваша оценка: Нет