Беседы о добродетелях


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в №№2, 5 за 2013 год


Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия
БЕСЕДЫ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ
Беседа 20

Основной темой всех наших предыдущих бесед была борьба со злом. Мы выяснили, что главное зло – это грех. И для того, чтобы зла в мире стало меньше, нужно каждому искоренить свои имеющиеся греховные страсти. Однако борьба с грехом – это лишь промежуточный этап на пути к главной цели жизни христианина. Слово Божие говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). С январского номера епархиального журнала мы начинаем новый цикл бесед, посвященных «творению блага» - христианским добродетелям.
Искоренение страстей – бесстрастие – не является конечным идеалом для истинного христианина. Заставить замолчать свои страсти подвигом ради Бога («уклониться от зла») – это только половина дела. Есть еще вторая половина, самая важная – «сотворить благо», т.е. насадить в душе на место искорененных страстей противоположные им добродетели. Это и будет началом подлинной жизни в Боге.
Тяжело заболевший человек ложится в больницу не за тем, чтобы там навсегда поселиться, а для того, чтобы поскорее вылечиться и здоровым вернуться к своей семье, друзьям. Он спешит восстановить утраченное здоровье не для того, чтобы выздоровев, сидеть неподвижно и ничего не делать, но чтобы с новыми силами заняться интересной работой, созидательной деятельностью.
Что толку в том, когда землепашец полностью очистит поле от камней и сорняков, но ни одного доброго семени не посеет? Пустое поле не принесет плода, и результат понесенных человеком трудов будет нулевым. Так и с душой. Мы для того освобождаем душу от сорняков зла, чтобы дать место добродетелям.
Более того, Иисус Христос в Евангелии предупреждает, что если сердце, освобожденное от страстей, не наполнить добродетелями, то может случиться худшее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; - и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45).
Древние говорили: «Природа не терпит пустоты». И еще: «Свято место пусто не бывает». Если по мере очищения своего сердца от страстей человек не будет всё более и более упражняться в добродетелях, то все его прежние труды пойдут насмарку.


1. Конечная цель искоренения страстей – полное бесстрастие.
Один инок попросил старца объяснить, что такое полное бесстрастие. Старец велел ему отправиться на старое кладбище и там топтать могилы, ругая мертвецов. Инок так и сделал. На следующий день старец вновь отправил инока на то же кладбище, но теперь тот должен был украсить могилы цветами и восхвалить каждого похороненного. Вечером старец задал вопрос иноку: «Когда ты был на кладбище и всячески поносил погребенных там людей, эти умершие как-либо возмущались или ругали тебя в ответ?». - «Нет, отче». «А когда ты прославлял их, они благодарили тебя?». «Так же нет, отче», - отвечал инок. «Вот это и есть полное бесстрастие: не возмущаться хулой, не наслаждаться похвалой. Быть мертвым и к бесчестию, и к прославлению».


2. Конечная цель стяжания добродетелей – усвоение добродетелей Христовых. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).
Эти два процесса – война со страстями и стяжание добродетелей – должны идти у христианина параллельно друг другу. В Библии имеется образ подобного двойного действования. Когда вернувшиеся из Вавилонского плена евреи начали восстанавливать разрушенный Иерусалим и храм, они должны были чередовать строительство с вооруженной защитой от врагов того, что построили. «Строившие стену и носившие тяжести, одною рукою производили работу, а другою держали копье» (Неем. 4:17). Подобно им христианин должен быть умелым строителем и искусным воином, созидать свой внутренний храм души и отражать нападения духовных врагов, пытающихся этот храм уничтожить.
Но изучение правил ведения духовной борьбы со страстями (чем занимались мы прежде) окажется ненужным, если нечего будет защищать, если храм добродетелей не был даже начат.


Жизнь без страстей - скучная?
Некоторые писатели, артисты, люди искусства, не знакомые с тем, что собой представляет одухотворяемая Богом человеческая жизнь, высказывают мысль, что жизнь, лишенная бурных страстей, будет пресной, серой, неинтересной, скучной.
Приходилось слышать от актеров, что роли отрицательных героев им удаются лучше, нежели образы героев положительных. Актеры, режиссеры и многие зрители отдают предпочтение тем постановкам, где кипят нешуточные страсти, где действующие персонажи впадают из крайности в крайность, где шквал эмоций перехлестывает через край.


Может быть, и вправду жизнь без острых волнующих переживаний скучна?
Но вспомним, что обычные негреховные страсти (усталость, жажда, голод) неприятны человеку, а греховные страсти (обжорство, похотливость, зависть, агрессивность, депрессия) еще и опасны как для охваченного страстью человека, так и для окружающих его людей. И тогда согласимся с тем, что жизнь без страстей, без душевных болезней, без физических страданий – самая нормальная и желанная.
В действительности многие добродетели сопровождаются очень яркими чувствами, большинство из них расцениваются как радость и счастье. Людьми, стяжавшими такие добродетели, все восхищаются. Просто в современной жизни произошел какой-то перекос: всюду говорят и пишут только о грехах и почти ничего о добродетели. Даже в Церкви спросите любого человека, какие он знает греховные страсти, и он легко насчитает несколько десятков. А попросите его назвать добродетели, и он сразу придет в затруднение. На самом деле добродетелей очень много, гораздо больше, чем страстей. Святой Петр Дамаскин перечисляет 228 добродетелей, но и это число не полное. Как же можно говорить, что без страстей жизнь человека становится скучной? В каком же обольщении мы находимся!
Преп. Серафим Саровский говорит, что в то время, когда угодники Божии наслаждаются сейчас на небе вечным блаженством и чувствуют себя сладчайше, а на земле живущие многочисленные тайные и явные угодники Божии как бы ложечкой черпают духовные дары, диавол нашел себе сыновей и дочерей погибели, которых уверил, что не иначе они могут использовать жизнь сполна и стать настоящими людьми, как прожив ее блудно, по-свински, или прилепив весь свой ум к машинам и науке.


Что такое добродетель?
В древности добродетелью называли талантливость, одаренность, мужество, благородство, доблесть, честность.
Впервые термин «добродетель» мы встречаем у Гомера. Она синоним «чести» и противоположна злу.
Платон предлагал свою классификацию добродетели: мудрость – добродетель ума, мужество – добродетель воли, воздержание – добродетель чувства.
Аристотель делил добродетели на два вида: интеллектуальные (мудрость и рассудительность) и нравственные (мужество, умеренность, щедрость, стыд, кротость, правдивость, великодушие).
В Священном Писании Ветхого Завета добродетелью называется крепость, сила, верность и праведность, умеренность, мудрость и справедливость (например, в книге Премудрости Соломона).
В Священном Писании Нового Завета «арети» (добродетель) – это предельное обобщение всех нравственных достижений человека (1Пет. 2:9; 2Пет. 1:3,5; Флп. 4:8).
«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:5-7).
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).
Добродетель – есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим.
Добродетель – это нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться и которые необходимо воспитывать в себе ради своего достоинства и восхождения к идеальной норме своего бытия (нравственного богоуподобления).
Христианская добродетель – принципиально новый план нравственного совершенства, формирующийся под воздействием Божественной любви и благодати.
«Каждый есть живописец собственной жизни, а художник дела жизни есть свободная воля, краски же – добродетели. Для отображения красоты мы должны брать чистые краски добродетелей, смешанные между собой по правилам искусства так, чтобы быть нам образом Первообраза через деятельное подражание Ему» (свт. Григорий Нисский).


Три вида добродетелей
Поскольку человек способен пребывать в трех различных состояниях – в нормальном, противоестественном, сверхъестественном, то в зависимости от этих состояний и добродетели бывают естественные, противоестественные, сверхъестественные.


1. Противоестественные добродетели (фальшивое добро).
Фальшивое добро то, которое делается по злым причинам. Например, у членов римо-католического ордена иезуитов был знаменитый девиз - «Цель оправдывает средства». Они считали, что если цель хороша, то главное – это во что бы то ни стало достичь ее, а какими средствами – не важно. У иезуитов в частности целью было распространение римо-католической веры (любыми средствами) и возвышение авторитета Римского Папы (тоже любыми средствами). Для этого использовались интриги, подкупы, подлоги и даже тайные убийства. Революционеры (во Франции, Германии, России, Кампучии и др.) провозглашали своей целью установление на земле свободы, равенства и братства. Арсенал способов достижения цели был еще более обширным – насильственное свержение действующей государственной власти, казни, массовые убийства, гражданская война, заключение в тюрьмы, ссылки в лагеря, безжалостные репрессии. И все эти ужасы оправдывались высокой целью – построением светлого будущего для потомков.
Но вот что говорит св. Симеон Новый Богослов: «Добро сделанное злыми средствами – это зло».
Увы, такого «добра» в окружающем мире более чем достаточно. Многие поступки, внешне вроде бы добрые, на самом деле бывают совершены по злым причинам.
Вот, например, бизнесмен жертвует деньги или вещи на детский дом. Это хорошее дело? Вроде бы, да. Но если он делает это не по доброте, а из тщеславия, если не сирот он любит, а любит людское мнение о себе, то его внешне хороший поступок на самом деле оказывается поддельным, а доброта фальшивой.
Еще пример. Вы допустили ошибку, и окружающие это заметили. Они не стали шушукаться у вас за спиной и сплетничать, а открыто обличили вас. Сказать человеку правду в глаза, когда тот поступает неверно, это ведь хорошо? Но если высказать это с упреками, с издевкой, с гневом, то ничего хорошего не получится. Даже если вы осознаете свою вину, вы все равно не захотите принимать справедливое обличение, когда оно выражено в форме злой критики, Отсюда мудрость святых: «Правда, сказанная с добром, правдой остается. Правда, сказанная с гневом и злобой, правдой быть перестает».

Любое зло существует в форме противоестественного добра. Никогда никто не делал зла ради зла, но всегда ради превратно понимаемого добра. Воруют, чтобы разбогатеть, делают аборты, чтобы не плодить нищету, убивают, чтобы в мире стало меньше вредных людей (вспомните Раскольникова из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). Адам и Ева нарушили заповедь не потому, что любили зло, но исходя из высших побуждений, чтобы стать как боги. Сатанисты служат сатане полагая, будто бы он им даст силу и власть (сила и власть в их понимании – это добро). Обычное оправдание у всех преступников на суде: «Я ведь добра хотел». «Хотели как лучше, получилось как всегда».
Как часто люди, движимые самыми благими побуждениями, совершали отвратительные дела. Пилат осудил на смерть невиновного Иисуса Христа, чтобы успокоить расшумевшийся народ. Террористы уничтожают ни в чем не повинных людей, чтобы привлечь внимание общественности к своим, как им кажется, правильным и справедливым требованиям.
«Дорога в ад вымощена благими намерениями».


2. Естественные добродетели
Человеку по природе свойственно делать добро. В человека заложено изначально желание делать добро. С самого детства каждому хочется быть хорошим. Ребенок (впрочем, как и взрослый) не хочет выглядеть дурным человеком. Это нормальное проявление отпечатка образа Божия, который есть в человеке.
Но это естественное добро, во-первых, трудно исполнимо, а во-вторых, оно не имеет вечных последствий.
Естественное добро - это добро, сделанное не ради греховных целей, но и не ради Бога.
Очень важным является то, ради чего делается поступок. Когда говорят, что главное сделать добрый поступок, и не важно, ради чего, то на самом деле этим высказыванием унижают человека. Мы – люди, мы - не животные! У нас есть цель любого нашего действия.
Естественное добро имеет важную особенность: с одной стороны оно привлекает к себе Божье благоволение и человеческую симпатию, но при этом само по себе оно не выходит за пределы времени. Когда говорят: «Мы помогаем человеку в беде, потому что нам человека жалко», то это дело доброе и угодное Богу (в принципе). Но последствий вечных оно не имеет. Почему? Потому что человек и не хочет этих последствий. Он не искал для своих действий вечных последствий, он их и не найдет (если вы не будете искать в лесу грибов, вы их и не найдете).
Отец Даниил Сысоев на катехизаторских беседах предупреждал слушателей: «Естественное добро неизбежно связано с тем, что человек, делая его, надрывается». Именно про естественное добро возникла поговорка: «Не делай добра, не получишь зла». Человек, делая добро только своими силами, надрывается, ломается и падает. И не может по-другому, потому что он силы у Источника силы – Бога – не просит. Многие весьма хорошие люди духовно ломаются, потому что, совершая добро, вызывают на себя гнев врага (диавола), который реально есть, а силы защититься от него, у них нет.
Двое предпринимателей (муж и жена) решили потратить часть своих доходов на какое-нибудь доброе дело для своего села. А на какое? Магазин в селе есть, школа есть, больница есть, детский сад есть. Храма нет. И решили они построить небольшую церковь. Храм построить – это ведь без всяких сомнений хорошее дело. Это великое дело! А на великое дело нужны великие силы. Наши предприниматели рассчитывали только на свои силы, их оказалось недостаточно (не денег, а именно душевных сил). Начав строительство, переругались, свой бизнес растеряли. В результате и церкви нет, и семьи нет, и денег нет.
Другой пример: женщина-предприниматель церковь в селе построила, после чего была наповал сражена страстью наживы. Она объявила церковь своей собственностью, разорвала всякие отношения с правящим архиереем (причем заявила, что все епархиальные храмы безблагодатны, только ее – благодатный). А кто же будет службу совершать? Она решила, что службу совершать для нее будут наемные священники. Еще один подобный пример: иеромонах восстановил разрушенный монастырь, но после восторженных похвал за доброе дело возгордился и решил стать самостоятельным и независимым. Нарушив церковную присягу, он вышел из повиновения священноначалию и весь монастырь увлек в раскол.
Господь предупреждает: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Без Него наши естественные добродетели недалеко уходят от противоестественных. Нужно делать добро с Божией помощью, чтобы наше естественное добро преобразилось в сверхъестественное и стало христианской добродетелью.
Теперь попробуем разобраться в том, почему люди, которым вы помогаете, нередко платят злом?
Делая другому добро из чувства сострадания или снисхождения, вы невольно настраиваете этого другого против себя, потому что в его представлении вы как бы стоите над ним. А человеку очень часто бывает трудно признать, что он слабее или беднее вас. Отсюда понятен совет Иисуса Христа, делать добро втайне (Мф. 6:3-4). Кроме того, человек чувствует, что он становится внутренне зависим от тех, кто помог ему. Человек чувствует себя обязанным мне, если я ради него самого помог ему. Вот если я ради Бога это сделал, то у человека такого чувства не будет, он знает, что я ради Господа это сделал. В противном случае человек отыщет удобный момент подчеркнуть передо мной свою независимость, а я скорей всего расценю это как проявление неблагодарности с его стороны и утрачу желание впредь кому-либо помогать. Вот и получается, что совершающий добрые дела исключительно своими силами вскоре надрывается и духовно ломается.
Человек, делающий добро только своими силами, часто забывает, что его собственные силы ограничены. Что физические силы ограничены - это очевидно для всех. Но и душевные силы тоже ограничены. У нас ограничена память, у нас ограничена скорость обработки информации, мы не можем заниматься умственной деятельностью во сне. У нас ограничена волевая сила, приходится ко многому понуждать себя. В конце концов, эти силы у нас начинают иссякать. А где их пополнить? Человек не является источником собственного существования. Мы не сами себя родили. Мы получили собственное бытие как подарок от Бога. Мы спроектированы таким образом, чтобы черпать силы к существованию у Источника Жизни – Бога.
Но тот человек, который не имеет навыка молитвенного обращения к Источнику всех жизненных сил - Богу и привык жить за счет своих ресурсов, тот, в случае недостатка сил, вынужден бывает заимствовать душевные силы от других людей, от своих близких, от друзей, через любовь, солидарность, через чувство поддержки. Однако, у них они тоже ограниченны. И если святые люди щедро делились духовной силой, потому что не из людей ее брали, а черпали ее у Бога, то обычные люди расходуют свою силу, но Бога в себя не допускают из-за греха гордыни. И в результате начинают ослабевать, обращаются за поддержкой к другим таким же, а те вынуждены их избегать, потому что боятся за свои душевные силы. И боятся вполне справедливо, потому что свои силы у всех ограничены.
Наверняка вам известно, как трудно жить со скандалистами, или нытиками, которые все силы из окружающих высасывают. Как нелегко с тщеславным, который требует постоянного к себе внимания и восхищения. А горделивый человек? Он сравним с «черной дырой» в космосе, звездой, которая не светит, потому что все в себя всасывает и ничего из себя не выпускает. В результате опустошенный человек остается в одиночестве, т.к. все от него бегут. Тогда он начинает искать хитрые способы привлечь на себя внимание, придумывает себе разные болезни. К нему (больному) поначалу приходят, жалеют, поддерживают. Человек «душевно наедается», а люди вокруг душой опустошаются и начинают уклоняться от общения с ним. В конце концов, человек деградирует, его дух распадается. А все потому, что он отошел от Источника жизни Бога. И первая ошибка заключается в том, что человек пытался добро делать исключительно своими силами.


3. Добродетель сверхъестественная совершается силой Божией.
Человек сотворен по образу и подобию Божию. В нас есть некое сродство с Богом. По апостолу Павлу - мы род Божий. В силу этого, мы должны действовать всегда совместно с Богом.
Главный принцип Христианской жизни – синергия (совместное действие). Христианин всегда действует с Богом. С Бога все начинается, с Богом продолжается и с Ним завершается. Он призывает нас к спасению, ведет к спасению и, наконец, дарует спасение. Синергия означает, что мы все добрые дела совершаем Его силой. Мы не говорим: сначала я сделаю, а потом, когда станет трудно, Бога попрошу. В этом случае как раз и произойдет духовный надрыв.
Христианин все начинает с Бога.
Во-первых, он просит Бога благословить начало дела. Но при этом сохраняет духовную чуткость, чтобы не настаивать на его осуществлении, во что бы то ни стало, если задуманное дело не угодно Богу. И даже просит, чтобы Бог разрушил это дело, если оно не по Его воле. Всегда имеет перед собой пример Иисуса Христа, молившегося: «Отче! Не Моя, но Твоя воля да будет!».
Во-вторых, христианин просит: Господи, научи меня как это дело сделать наилучшим образом, покажи правильные способы его осуществления. Просит Бога не просто силы дать, но и вразумить, и довести дело до завершения.
Доброе дело – то, которое согласно с волей Божией, сделано с помощью Бога и богоугодным способом.
Но Бог хочет большего. Он хочет, чтобы мы делали не только добрые дела, но чтобы мы получали добродетели.
Чем отличается доброе дело от добродетели?
Добродетель – это добро вошедшее в привычку (противоположный пример: алкоголизм – как греховная страсть, вошедшая в привычку).
Когда человек по привычке справедлив, приобрел навык милосердия, кротости и т.д., это лучше и важнее, чем отдельные добрые поступки. Доброделание должно стать естественным, привычным, обычным состоянием человека.
Святые люди, совершая добрые деяния, не считали это чем-то необыкновенным, напротив, они полагали, что ничего особенного не делали, когда поступили верно. Человек, который живет Божьими силами и по Божьей воле, даже не замечает, как он совершает что-либо доброе. Для него доброделание становится естественным как дыхание. Это то, к чему Бог нас и призывает.
Завершая нашу первую беседу о добродетелях, отметим, что с их правильной оценкой дело обстоит несколько сложнее: «Не все то - золото, что блестит». И если оценка греховных страстей как вредных и гибельных для жизни человека ни у кого не вызывает сомнений, то в случае с характеристикой добродетелей необходимо тщательно разбираться. Это мы и будем делать в наших последующих беседах.
0
Ваша оценка: Нет