Выпуск газеты "Липецкие епархиальные ведомости" за сентябрь 2013 года



Предисловие от редактора

ОТЦЫ И ДЕТИ

Накануне сентября большинство людей нашей страны озабочено: с чем, как, и в чем их любимые чада пойдут в школу, училище, колледж или вуз. Ведь почти все мы отцы или мамы, дедушки или бабушки учеников, приступающих в сентябре к урокам жизни. Насколько успешными будут процесс и результат их, зависит от всех нас. Насколько мы насытим их интеллект, укрепим тело и определим шкалу ценностей, зависит нравственное здоровье страны в недалеком будущем. Итак, наша страна пошла в школу.
Прозвенел первый звонок. Уроки начинаются. И наши дети с ускорением, а то и с торможением устремляются вверх и вниз по лестнице, ведущей к самым разным знаниям.
О чем в это время нельзя забывать никому из нас? Что не все знания полезны. Что человека делает личностью не количество знаний, а возможность использовать их не только для себя, но и для окружающих. И очень своевременно и актуально предупреждение апостола Павла в этой связи, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Посл. К Кор., с. 815).
Наши дети становятся участниками общественных и государственных событий и проблем, которые имеют активное воздействие на их становление. И мы, взрослые, должны понимать, что наших детей долгие годы, чтобы не остаться им «несовершеннолетками» с недозрелыми, но стабильными наклонностями к потребительской жизни, нужно учить любви. И совсем не той — западной со стерилизацией и прочими премудростями взрослой жизни, а нашей отечественной, а точнее, православной, которая отдает, а не берет.
Недавно Владимир Соловьев на вновь появившихся политических дебатах в телеэфире обсуждал проблемы Валдайского форума и резюмировал, что социальная сфера, пропитанная расколотым сознанием, только очерчивает круг российских проблем, а идеи в государстве нет. У каждого россиянина, а нас 140 млн. граждан, своя идея выживания, потому что мы молодая нация. Новой многонациональной общности (живущей только 20 лет) необходимо определиться в нужных ей ценностях, источники которых, полагает большинство собравшихся, нужно искать в христианских ценностях как в идееносных.
С этим нельзя не согласиться. Но я никогда не соглашусь с тем, что за «лихие» и «нулевые» десятилетия исчезла русская нация. Ведь Православие же устояло.
На чем, спрашиваете?
— А на крестоносном примере держателя жизни — на любви, смирении и терпении того русского народа, который, оказывается, похоронили новые.
Может, это чисто московское мнение? Имею в том числе и «понаехавших» москвичей, бросивших своих примирившихся с нищетой родителей, а кто и детей, в поисках карьеры, славы и наживы. Вы думаете, их жизненные запросы и аппетиты новы для истории?
Есть и другая общность семей, классифицирующаяся как «поколение непредставленных». Это 30 – 40‑летние инфантильные папы и мамы, выросшие на двадцатилетнем навозе социальной брошенности и поэтому не сумевшие стать даже этническим перегноем, чтобы быть полезными хотя бы своим детям.
И даже в воцерковленных семьях, особенно дети, живут от смятения к смятению под соблазнами свободных нравов молодой русской нации.
Горе отцам и матерям, выросшим на базарах, и ужас в старости тем, кто вырос на украденном у них, если мы все не простим друг друга! Кого они, эти перечисленные семьи, опутанные гнилостью беспрерывного воровства и вранья, воспитают?
Всякий разрыв поколений в обществе приводит к умалению любви, говорит святоотеческое учение. Мы все отвечаем за свой род, и не только за живых, но и за мертвых. Только семья и Православная Церковь могут научить любить и передать этот бесценный опыт своему роду.
Быть любимыми хотят все, а любить, как ухмыляются обыватели, «все меньше дураков».
Какая из 10 заповедей, оставленная нам Господом, не осквернена и не порушена в нашей стране, являющейся оплотом Православия в мире? Кто же наш отец?
Ничего не изменилось в мире за две тысячи лет, с тех пор как Иисус Христос, Сын Божий, проповедовал иудеям, что: «… ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю… Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан., гл. 8, с. 447 – 448).
При этом иудеи были возмущены тем, что если они будут слушать слова от Отца Иисуса, то будут свободными. Они и так свободны, считали они, потому что потомки Амраама, по их словам, никогда не были рабами.
Но о другом рабстве говорил им Иисус: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» — (с. 448), но они не поняли Его.
Так же как иудеи с Господом, о свободе говорят и наши либералы сегодня. Они предпочитают только свободу властолюбия, сребролюбия и сластолюбия с их матерью гордыней. Как же это угодно врагу рода человеческого — дьяволу, жаждущему погибели человеку, одаренного бессмертной душой.
В завершении беседы Иисус сказал иудеям:
«Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан., гл. 8, с. 449).
Кто наш отец, того мы и дети…
Куда же мы, ослепшие и оглохшие от греха, идем? И куда приведем своих детей? А может опять бросим их лет на двадцать?
Воспитывая (питая) детей на примерах жертвенной любви, дадим им образование (от образа Божиего). Пусть это поможет нашим детям жить не бесцельно. Ведь чем напитаем мы создаваемый образ, с теми начатками он, запечатленный в душе, полетит в мир вечности: новорожденный по форме, но прежний по содержанию.
Прозвенел первый звонок, приглашая к урокам жизни, и в липецкой гимназии. Пожелаем гимназистам добрых и нужных знаний. Каждый учебный день здесь начинается с молитвенного правила. По двунадесятым и великим праздникам здесь служатся литургии, на которых преподаются главные знания по любви вместе с Таинствами и детским от чистого сердца пением хора гимназии.
Марина Сергеевна Щурко — директор православной гимназии им. Амвросия Оптинского — соглашается с тем, что основой образования и воспитания является любовь — к детям, людям, работе и стране. На этом и построена главная методика лучшего в Липецке педколлектива. Запрос на обучение в гимназии возрастает год от года. В этом году корпус гимназистов составил 435 учеников. Это гораздо больше 354 обучающихся в прошлом году. И, конечно же, им во всем помогает обращение к покровителю, бывшему при жизни духовником всей России, святому старцу Амвросию Оптинскому — истинному сыну Отца Небесного.
Поднимаясь по лестнице знаний, нам всем надо стараться не пропускать те уроки, которые просвещают души наших детей.
Это главная нить, прясть которую мы должны учиться всю жизнь.
Монахиня Агафона (Шнейдер),
главный редактор, руководитель Епархиального отдела СМИ и СМК



СЛОВО
Проповедь высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского
Проповедь произнесена в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии после Божественной литургии во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, 21 сентября.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы отмечаем величайший праздник для всего рода человеческого – Рождество Пресвятой Богородицы. Рождение Божией Матери тесно связано с нашей жизнью, с нашей участью в будущем веке. Это начало нашего спасения. Согласно Священному Преданию Церкви, родители Девы Марии Иоаким и Анна уже на склоне лет услышали обетование о рождении у них долгожданного ребенка. Они были бездетными и пообещали посвятить дитя Господу, если Он избавит их от бесчадия, что вызывало безжалостные поношения в Израиле. Люди того времени считали, что отсутствие детей говорит о виновности родителей перед Богом и является наказанием за их грехи. И действительно у Иоакима и Анны рождается Дочь, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя всего мира. Как прививается к дикой яблоне хороший побег, так и из рода человеческого Господь выделил одну единственную Деву, которая должна была стать Матерью Христа.
Все мы знаем, сколько бывает радости, когда рождается человек. Много лет прошло до тех пор, пока появилась на свет Дева Мария, от которой родился Бог, и это было долгожданным событием для всего мира. Мы почитаем Ее за те испытания, которые Она перенесла, видя страдания Своего Сына, Распятого на кресте вместе с разбойниками за грехи мира. И сейчас Она видит те страдания, когда человек идет убивать младенца в утробе, несмотря на то, что современные технологии открывают нам то, как боится младенец, как он хочет, чтобы его не убивали. Мы же все равно ради наслаждений и нежелания себя обременять заботами идем и лишаем жизни те создания, которые Господь зачал в утробе матери, чтобы они могли родиться и славить Бога, спасая свои души. Как же нам бывает страшно, когда мы видим убийство одного человека другим, и как же мы бесстрашно сами идем на убийства, уничтожая жизнь в материнской утробе.
Рождение детей, рождество дает нам великую радость и утешение. Рождеством обновляется человеческий род, животный и растительный мир. Однако ради того, чтобы не обременять себя заботами, не отказываться от привычных наслаждений, мы легкомысленно отказываемся от детей, думая, что так остаемся свободными. Такие мысли дьявол внушает нам сегодня, и внушал нашим прародителям.
Мы знаем из Священного Писания, что Господь заповедал людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». А враг рода человеческого убеждал Адама и Еву съесть в раю запретный плод, говоря, что нарушив заповедь, они будут как боги. Мы знаем, чем в итоге все это закончилось. За нарушением одной единственной заповеди последовала величайшая катастрофа для всего человечества, грехопадение, изгнание Адама и Евы из рая. Так и в настоящее время мы все хотим быть свободными, но в конечном итоге, идя на поводу у сатану, получаем обратное. Лукавый связывает нас убийствами, прелюбодеяниями и прочими грехами и пороками. Он говорит нам: «Вот это твоя жизнь, твое счастье, твое наслаждение, это все для тебя, только возьми».
Мы знаем из истории нашего Отечества как в начале прошлого века русским людям говорили: «Это же все ваше – и земля, и фабрики, и заводы. Заберите это все у людей, которые несправедливо владеют всем богатством. Заберите и будете сами управлять, и все будет ваше. Каждому по способностям, от каждого по потребностям». Однако впоследствии со временем все увидели, какое произошло разрушение всех основ жизни, после того, как народ поддался на такой соблазн. Само Небо обрушилось в гневе на нас за забвение заповедей Божиих, и мы по сей день ощущаем на себе последствия этого катаклизма в нашей жизни. И не знаем, что делать, как умолить Бога, так как и молитва отошла от нас в то время, как беззаконие все шире охватывает нашу жизнь. Но нам все равно не нужно опускать руки, унывать и отчаиваться. Необходимо непрестанно взывать к Господу, просить Его о милости к людям. Ведь как раз такой пример нам дали праведные родители Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – Иоаким и Анна. До старых лет их унижали и укоряли за отсутствие детей, но они все равно неустанно молились, приносили в храм свою жертву. Окружающие им говорили, что их жертва ничего не значит перед Богом, что Он не нуждается в их приношениях. Однако Иоаким и Анна молились, молились и плакали. И в ответ Господь послал им единственного Ребенка, которого не были достойны небожители – Пресвятую Богородицу. Но представим, дорогие мои, что было бы, если бы они оставили молитву, разочаровались, сказали бы: «Господь не слышит наши мольбы, не видит и не замечает нас, для чего нам молиться?» Но они не пали духом, и Бог пошел им навстречу.
Так и каждая семья, в которой нет детей, должна не переставать взывать к Господу. У моей племянницы долго не было детей, и мы, близкие, постоянно молились за нее. И вот через 11 лет она родила двух сыновей. Таких примеров, на самом деле, множество, когда молитва достигает подножия Божьего, и помогает не только родить, но и воспитать его в благочестии, ведь только в этом случае, по учению отцов Церкви, он будет счастлив. А когда мы живем нечестиво, возникают в семье скорби. И поэтому Церковь говорит, что и убивать во чреве детей нельзя, и родить в блуде и разврате тоже нельзя. Что же нам делать? Нужно постоянно молиться. И по нашим молитвам Господь наш Иисус Христос очистит, приготовит сосуд благодати, чтобы от этого сосуда родился для спасения своей души и своего рода человек, славящий Спасителя своей жизнью. Аминь.


№ 9, сентябрь 2013 года (pdf формат, 20, 4 мб))
http://yadi.sk/d/1mi9zXfUDP2iq

0
Ваша оценка: Нет