Священник и родитель о современной школе


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в № 10 за 2013 год


Протоиерей Виталий Диесперов, руководитель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, настоятель Никольского храма г. Липецка.
Школьное образование представляется мне важнейшей составляющей нашей жизни, а важность труда школьного педагога – ничуть не меньше, чем важность труда таких категорий людей, как военные, МЧС, полицейские, врачи и всех тех, от которых зависят наша жизнь и безопасность, и жизнь и безопасность наших детей. Дети очень много времени проводят в школе, и именно она оказывает решающее воздействие на их мировоззрение и дальнейшую жизнь.
Как у любого явления, у нашей школы имеются положительные стороны и то, что нас всех беспокоит. Я начну с того, что беспокоит меня как родителя и священника.
На мой взгляд, к минусам современной школы можно отнести отношение к образовательной деятельности как к услуге. Очень часто в официальных выступлениях и публикациях можно встретить термин «образовательная услуга». Так не должно быть. Образование и воспитание детей – важнейшая задача общества, это будущее, и если наше общество хочет развиваться, то образование должно быть не услугой, а фактором развития. По-моему, американский президент Джон Кеннеди сказал после полета Ю. Гагарина в космос, что «…мы проиграли космическую гонку за школьными партами…» А у нас теперь – услуга… Школьники именуются теперь не учениками, не воспитанниками, а «обучающимися». Скоро, наверное, они будут «клиентами»… Это все только кажется мелочами. Нас окружают имена и названия, они определяют содержание и придают смысл.
Не очень я понимаю и современную моду на профильное образование в школе. Мне думается, что школа должна давать фундаментальное и универсальное образование, пригодное для развития в любой области. К тому же очень часто ученик еще не успевает определиться – в какой сфере деятельности он сможет себя найти. Максимально расширить кругозор школьника – это задача школы, а мы его намеренно сужаем рамками профильного образования. И важнейшей задачей современной российской школы я считаю формирование целостного мировоззрения ученика, воспитание личности. Как говорили древние римляне: «знание немногих принципов заменяет знание множества фактов». Надо, чтобы наши выпускники школ знали именно принципы, а не только факты. И имели бы сформированную и четко сформулированную систему нравственных ценностей и ориентиров, которыми и руководствовались бы всю свою жизнь. Современная школа с этой задачей, на мой взгляд, не справляется. Она воспитывает «квалифицированного потребителя». Наверное, для того, чтобы в будущем мы никогда уже не смогли бы выиграть «космическую гонку».
Если в двух словах, то минусы современной российской школы, состоят в отсутствии философии образования: перед ней не ставятся глобальные задачи, как в образовательном аспекте ее деятельности, так и в воспитательном. Школу низводят в сферу услуг, вместо того, чтобы утверждать в качестве общественного института, а это путь к ее деградации.
Плюсы есть тоже, и они несомненны. Сегодня существуют множество учебных программ, которые с одной стороны соответствуют федеральным стандартам, а с другой обеспечивают возможность выбора. Ученики в рамках своих образовательных программ могут заниматься внешкольной деятельностью.

В последнее время появилась новая предметная область: Основы религиозных культур и светской этики. «Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений». (Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-250 от 22.08.2012 г.). Это уже серьезная заявка на воспитание. Отрадно, что необходимость этого решения не только была осознана, но и претворилась в конкретные шаги.
Как всегда бывает в нашей жизни: достижение новых горизонтов не только решает какие-то прошлые проблемы, но и ставит перед нами новые. С введением этой предметной области случилось то же самое. Задача воспитания государством поставлена, средства ее решения даны. Теперь нам, и школе и родителям необходимо правильно эти средства выбрать. Критерий правильности довольно прост – конечный результат. Мы хотим видеть на выходе из школы полезного, всесторонне развитого, нравственного члена общества, обладающего значительным творческим потенциалом, и желающего этот потенциал реализовать не только для собственной пользы, но и для общественной не в меньшей степени. Предметная область, о которой я говорил выше, состоит из шести модулей – основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Для нашего региона характерен выбор из двух доминирующих у нас модулей – основы православной культуры и основы светской этики. Очень часто родители учеников выбирают именно светскую этику, в напрасной надежде на то, что этот модуль имеет не меньший воспитательный потенциал, чем основы православной культуры. Почему я с ними не согласен, сейчас постараюсь объяснить.
Термин «этика» – это «наука о морали. «Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю… Этика, как философская наука существует в многообразии конкретных философских систем, школ, традиций» (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004., или http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1436). Аналогичным образом определяет понятие «этика» словарь Брокгауза и Ефрона.
Самое важное для нас в этих определениях – это то, что этика как наука существует только в рамках философской системы, религиозной нравственности, или, добавлю от себя, в рамках государственной идеологии. Определение «светская» (этика) в данном случае следует понимать как «нерелигиозная». Светская этика и светское государство. Все кажется логичным… но, открываем статью 13 Конституции России и читаем: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому название модуля «светская этика» можно развернуть как «этика нерелигиозного общества, которое не придерживается никакой философии и никакой идеологии». И какой именно этике учитель должен учить детей?

Я думаю, что у многих, читателей возникает внутреннее несогласие: все мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, и как правильно себя вести, и что добро и что есть зло… Как говорится – с молоком матери нами впитано… Но очень важно не только рассказать ребенку, что хорошо и что плохо, не менее важно объяснить почему именно так, а не иначе. Все наши нравственные установки, моральные принципы – это плоды православной культуры. Для того чтобы это понять, достаточно просто прочитать Евангелие. Например: в России особенно гнусным поступком считается доносительство. Дети бьют доносчиков, взрослые стараются с таковыми не общаться. В западном обществе – это в порядке вещей. Ваш знакомый, с которым вы только что мило общались, сразу сообщит в полицию, если увидит, как вы проехали на красный свет. Хорошо это, или плохо? Разум говорит, что может быть он и прав… закон есть закон. Но сердце нам скажет: не брат он мне… Что бы сделал на месте того знакомого православный? Огорчился бы, помолился бы за ближнего, но в полицию не позвонил. Почему? Потому, что «Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих». (Пс., 16:4). Потому, что «…каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф., 7:2). Донесешь ты, донесут на тебя, и тогда уже не смей жаловаться.
Итак: православная культура легла в основу народного самосознания, особая роль православия признана в преамбуле Федерального Закона N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", наша страна Россия – это самый главный плод православной культуры. Как же можно пренебречь этим в школе? Тем более что в современных семьях, к сожалению, не принято слишком много говорить о морали, этике, культуре. Чтобы не быть голословным, я предлагаю всем читателям обратить внимание на то, какие делают пожелания детям на их Дни рождения взрослые. Им желают здоровья, денег, удачи, благополучия, хороших оценок, карьеры, успехов… и прочее. Никто не желает им чистой совести, трудолюбия, честности, самоотверженности, чтить родителей, любить ближних…
В этих условиях нравственного вакуума воспитательная роль школы должна быть особенно велика. А у нас – «светская этика». Мы, родители, должны своим верным выбором помочь школе подобрать правильные, или как сейчас модно говорить, эффективные инструменты для воспитания наших детей. Тогда мы сможем надеяться на светлое будущее.


0
Ваша оценка: Нет