Выпуск газеты "Липецкие епархиальные ведомости" за январь 2014 года



Предисловие от редактора

ДУХОВНОСТЬ ОТ "СТРАННИКА"
(Размышляя над статьей свт. Игнатия Брянчанинова)

«Откуда Ты шествуешь? Где Твое обычное селение?.. Почто доселе оставлял меня в одиночестве, в сиротстве, в нищете, в смерти ужасной?.. Я стоял в преддвериях темного ада, я был повергнут в глубокую, неисходную пропасть. Не оставляй меня!..»
Так начинается статья «Странник» святителя Игнатия Брянчанинова во втором томе «Аскетических опытов». Каждый из нас, задавшись целью вытеснить из понятия «духовность» светское отождествление категории «нравственность», должен рассмотреть их с должным вниманием. Если упростить рассматриваемую проблему, то можно сказать, что нравственность отвечает на вопрос «как надо жить?», а духовность — «ради чего так надо жить?». При таком подходе становится понятно, что каждый человек старается достичь в своей жизни определенных ценностей или идеалов, которые у людей могут отличаться. Автора рассматриваемой статьи переполняют такие движения ума и сердца, что формируют в человеке высшие ценности, которые опытом молитвы с ранних лет и стремлением к монашеству определились у святителя в умение описать словами духовное (Святого Духа) действие в человеке.
«… Я не вижу образа шествия Твоего; вижу твое пришествие, вижу не плотскими очами — ощущением. Ты не даешь ни времени, ни способа размыслить — кто Ты? Неожиданно являешься в душе, Невидимый и Непостижимый! Являешься с несказанною тихостью и тонкостью, вместе с властью и силою Творца, потому что изменяешь всего человека…»
Оглядываясь на свои первые церковные шаги, каждый вспомнит эти первые откровения с Господом. Опытно познавая свое предназначение в жизни и ужасаясь большинству греховного в себе, каждый содрогался слезами покаяния и удивлялся последующим разительным переменам в своей жизни.
«Он присутствует, потому что действует во мне, потому что обладает мною, не уничтожая моей свободной воли, увлекая ее в Свою волю несказанною святостью Своей воли. Невидимою рукою взял Он ум мой, взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва они ощутили эту руку, как ожили! Явилось в них новое ощущение, новое движение, ощущение и движение духовные!»
Это в начале своего пути мы видим в Церкви вопиющие «неправильности» и погрешимости других, но более внимательные из нас стараются отрешиться от храмовой суетности. Рассматривая плотной стеной стоящих прихожан в Христо-Рождественском соборе Липецка на Рождественском всенощном бдении, я поразилась их сосредоточенным и терпеливым молчанием, и стало тепло и радостно на душе от такого духовного возрастания липчан за последние лет пять. Происходит соборное богопредстояние.
«Объемлется все существо мое глубоким, таинственным молчанием, вне всякой мысли, вне всякого мечтания, вне всякого душевного движения, производимого кровью… Молчание дивное, объемлющее ум, сердце, душу, устремившихся всею крепостью своею к Богу и потерявшихся, так сказать, в бесконечном движении к беспредельному, молчание это — вместе и беседа, но без слов, без всякого разнообразия, без мыслей, превыше мыслей: Странник, совершающий все это, имеет и глас и слово необычное, без слов и звука говорящие и слышимые таинственно…». Внимая молча «чудному Страннику», говорит святитель Игнатий, всякий в Церкви испытывает на себе действие примирения с самим собой, узнает «веяния благодатного мира Божия». «При этом действии ум и сердце соделываются евангельскими, соделываются Христовыми: человек зрит Евангелие начертанным в себе: на скрижалях души, перстом Духа».
(Продолжение следует)
Монахиня Агафона (Шнейдер),
главный редактор, руководитель Епархиального отдела СМИ и СМК



БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА
Проповедь Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, произнесенная в Троицком соборном храме Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря 27 января.


Нам Священное Писание говорит: «С преподобным преподобен будеши, с развращенным развратишися». Люди ищут с кем общаться, чтобы спасти свои души, но не каждому дано найти старца.
Предание рассказывает нам об одном брате, который захотел подвизаться в монастыре, но в обители не оказалось свободной кельи, и старец уступил ему свою. И как только в этой келье поселился брат, то к нему сразу пошел народ за духовным утешением. Старец узнал об этом, возмутился и сказал своему послушнику: «Сколько лет я жил и молился в этой келье, и никто ко мне не приходил, а он живет лишь несколько дней и уже к нему идут люди. Иди и скажи ему, что эта келья нужна мне». Послушник приходит к брату и говорит: «Старец хочет узнать, как твое здоровье, все ли у тебя хорошо?» Брат отвечает: «За все – слава Богу, только нога болит». Старец узнал, что послушник не выгнал из кельи брата и выговорил ему, что если тот не выполнит его желания, то он сделает это сам. Послушник опять идет к брату и спрашивает: «Как твое здоровье?» Тот говорит: «По молитвам святого старца мне стало лучше». Послушник возвращается к старцу и сообщает: «Брат сказал, что уйдет из кельи в воскресенье». Наступает этот день и старец видит, что к брату опять идут люди. Старец рассердился, взял палку и пошел выгонять брата сам. Послушник прибежал к тому и говорит: «К тебе идет старец, чтобы позвать к себе». Брат обрадовался, выбежал навстречу старцу, сделал ему земной поклон. Старец, видя благостное расположение души брата, оттаял сердцем и перестал сердиться на него.
Вот так послушник своей любовью покрыл возмущение старца. Как видим, бывают такие послушники, вокруг которых и старцы спасаются. А ведь если мы посмотрим на свою жизнь, то увидим, что порой так развиваем свой гнев, что потом бывает очень трудно распутать этот клубок неприязни. Часто мы вместо того, чтобы в конфликтной ситуации успокоить друг друга, умиротворить ближнего, начинаем распалять его, передавая чужие слова, а зачастую и искажая их.
Один юноша помолился Богу, чтобы тот дал возможность ему служить у старца, чей нрав был очень суров и чьи послушники часто убегали от него, не выдерживая испытаний. Этот юноше говорил: «Господи, я много сотворил злых дел, живя в миру, благослови мне пойти в послушание к этому старцу». И юноша стал у него послушником. Старец часто ругал его, бил, не давал есть и спать, всячески выплескивал на него свой гнев. Юноша же непрестанно благодарил Господа: «Слава тебе, Боже мой, за то, что ты меня очищаешь». Однажды этот послушник встретил прозорливого монаха и тот спросил его, как он живет. Послушник со слезами ответил, что ничего не исправил в жизни, так как старец слишком ласков с ним. Через шесть лет после того, как послушник начал подвизаться у старца, явился к юноше ангел и возвестил, что тот исправил половину своих прегрешений. Подвижник стал еще более терпеливо принимать все поношения старца. Еще через шесть лет послушник умер и прозорливый монах увидел сон – послушник в сонме святых молится о спасении души своего старца, говоря: «Господи, через этого старца ты меня очистил и удостоил быть в сонме святых, прошу тебя, помилуй его».
Есть ли у нас такая молитва? А ведь как часто бывает, что мы, несмотря на слова Господа, заповедовавшего молиться даже за врагов, из-за каких-либо мелочей перестаем молиться друг за друга, вычеркиваем из помянников своих близких из-за обид. Но так и Господь вычеркнет нас из Книги Жизни.
В первых веках после Рождества Христова в Палестине жила вдова Клеопатра, которая была свидетельницей добровольных страданий за Христа мученика Уара и после его казни увезла с собой мощи этого святого, а со временем построила храм, где они стали покоиться. У этой женщины был любимый сын, за которого она непрестанно молилась Уару, чтобы он устроил его жизнь. Когда строительство храма было завершено, состоялось торжественное богослужение, после которого Клеопатра устроила обед и пригласила на него гостей. Внезапно ее сын, прислуживавший гостям, занемог, упал на постель и умер. Клеопатра устремилась в храм, где взмолилась мученику Уару, прося его вернуть ей любимого сына. Во время мольбы на Клеопатру нашел сон, в котором она увидела угодника Божия вместе со своим сыном в блистающих одеждах. Святой сказал Клеопатре: «Не ты ли просила, чтобы я покровительствовал твоему сыну, отчего же ты тогда так печалишься?» И сказал также сын, обращаясь к матери: «Неужели ты хочешь, чтобы я променял радость на скорбь, небесное на земное?» После этого Клеопатра пришла в себя, возблагодарила Бога, погребла своего сына рядом с Уаром, и провела оставшуюся жизнь в молитве и добрых делах. За это Господь сподобил ее за каждым богослужением видеть своего сына вместе с мучеником Уаром.
Мы же часто не можем смириться и печалимся, когда кто-то из наших близких отходит ко Господу, не понимая Его Божественного промысла. Слава Богу, у нас есть примеры праведной жизни, есть за кем идти, кому подражать – это наши святые, среди которых и равноапостольная Нина, просветительница Грузии, память которой мы сегодня отмечаем. Будем же молиться, стараться нести свои послушания с терпением, чтобы Господь спас наши души и души тех, кто иной раз приходит к нам за наставлениями.

№ 1, январь 2014 года (pdf формат; 21,5 мб)
http://yadi.sk/d/B80oLoErK3NCG

0
Ваша оценка: Нет