Для чего необходимо творить милостыню?


Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в № 3 за 2014 год


Протоиерей Андрей Суриков, кандидат богословия, клирик храма в честь сщмч. Уара, первого епископа Липецкого, уполномоченный по работе с вич-инфицированными и наркозависимыми в Липецкой епархии.
Христианское отношение к милостыне, милосердию засвидетельствовал в Своей Нагорной проповеди Сам Иисус Христос: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 35-36). Быть милостивым, милосердным – значит в высшей степени уподобиться Господу, так как по свидетельству псалмопевца «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.102:8).
Тем не менее, немаловажным представляется всегда помнить, что и милосердие требует рассудительного отношения. Милосердный, милостивый человек – это отнюдь не тот, кто закрывает глаза на творящиеся беззакония, потакает грешникам, слабовольно взирает на то, как попираются заповеди Божии. Милосердный христианин в согрешающем ближнем видит человека, который своими страстями наносит огромный вред собственной душе. И видя это, христианин должен простить оступившегося ближнего и всемерно способствовать его исправлению.
Особенно стоит отметить, что в наших отношениях с нуждающимися раскрываются и наши отношения с Господом. «Приходил нуждающийся и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, имеющему нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя, ничего не получив... Ибо кто не дал, тот пусть не надеется и получить», – говорит святитель Григорий Богослов. Только милостивые люди могут искренне и с чистой душой взывать к Богу в молитве «Отче наш»: «...прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6: 12).
Совершать милостыню или нет – дело личного выбора человека. Сегодня нас нередко могут вводить в смущение так называемые просящие «профессиональные нищие», для которых прошение подаяния уже является формой мошенничества, своего рода бизнесом. Но в таком случае, если сердце смущается, всегда можно отнести пожертвование в дом престарелых или в детский дом, найти тех, кто действительно нуждается в нашей помощи. Но, к сожалению, зачастую те, кто рьяно ругает нищих, просто сами скупы на милостыню. И их нападки на просящих подаяние являются лишь формой оправдания собственного немилосердного поведения. «Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас», – призывает нас святитель Иоанн Златоуст.
Замечательно в этом отношении житие святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Этот угодник Божий никогда не отказывал просящим. Однажды, находясь в дороге, он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переодевшись, обогнал патриарха и снова попросил милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги Иоанна стали гнать лукавого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, возгласив: «Не Христос ли искушает меня?» Кроме того, житие сообщает нам, как Иоанн Милостивый два раза давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший патриархии корабль, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец рассказывал такую историю. Однажды к нему в городе подошла цыганка и попросила денег для своих детей, так как ее муж был болен. Старец дал ей 500 драхм, а кроме того написал ей свой адрес, чтобы позже она с ним связалась и он смог бы прислать ей еще денег. Через некоторое время отцу Паисию пришли по почте эти 500 драхм и слова благодарности за доброту.
Кроме того, в наши дни, иногда можно услышать вопрос, а зачем нужна милостыня, если мы платим налоги, идущие в том числе на социальное обеспечение нуждающихся? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить евангельскую беседу Иисуса Христа о Страшном Суде (Мф.25:31-46). Спаситель ясно указывает на то единственное, что спросится с нас на Суде: напоили ли мы жаждущих, накормили ли алчущих, принимали ли странников, одевали ли нагих, посещали ли больных и находящихся в темнице. Иными словами, проявили ли мы милосердие, искреннее участие в жизни тех, кто так нуждается в нашей помощи.
И не случайно на одной из подготовительных недель перед Великим постом в храмах во время богослужения читается именно этот фрагмент из Евангелия, чтобы верующие осознали, что главное в подвиге поста – милость, милосердие к обездоленным. В этой связи преподобный Ефрем Сирин отмечает: «Прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6: 6). И Спаситель ублажает милостивых: “Блажени милостивии, яко тии помилованы будут”. И Корнилию что говорит Ангел: “Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога” (Деян. 10: 4), – не молитвы только, но и милостыни».
Еще со времен Древней Руси милостыня воспринималась как необходимое условие для спасения души, нищие странники были желанным гостями в каждом доме. Удивительным милосердием к страждущим отличался святой равноапостольный князь Владимир, устраивавший многочисленные пиры не только для приближенной знати, но и для нищих и убогих. Посещать больных, заботиться о сиротах заповедовал своим детям и великий князь Владимир Мономах.

Каждый из нас хочет к себе милосердия, причем бескорыстного. А можем ли мы сами стать милосерднее, не осуждать, не злословить, помогать людям и в то же время не требовать ничего взамен? Подчас не в силах. Хотя порой простое доброе слово, молитва, обычная дружественная беседа с человеком, переживающим непростой период жизни, может возродить его, вдохнуть в него силы для преодоления препятствий. Ведь если человеку от нас требуется доброе слово, участие в его проблемах, то и нашу отзывчивость несомненно можно считать милостыней.
Более десяти лет я духовно окормляю вич-инфицированных и наркозависимых в Липецкой епархии. Не понаслышке знаю, как эти люди, оказавшиеся в беде, нуждаются в поддержке и помощи. Один из пациентов Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, передал мне рассказ о своей семье с просьбой о молитве.
«Когда забеременела моя жена, в нашем доме появился смысл жизни. Не хочу сказать, что до этого мы жили в пустоте, но наша жизнь не была наполнена такой радостью. Я заметил, как мир вокруг меня стал меняться. Или я становился другим. Теперь не могу определенно сказать. Но точно что-то стало происходить, причем казалось, что при моем участии кто-то исправляет мою жизнь.
До этого времени моя жизнь протекала по какому-то мутному илистому руслу. Туман опьянения сопровождал меня постоянно. Я – бывший наркоман, вот уже три года нахожусь в состоянии устойчивой ремиссии. Надеюсь, что с помощью Божией смогу избежать рецидивов в своей жизни. Но тогда, в самом начале борьбы с губительной страстью я не был в этом уверен. Я и моя жена очень хотели иметь ребенка, но на протяжении четырех лет совместной жизни нам это не удавалось. И тут вдруг, как гром среди ясного неба моя любимая сообщает мне, что беременна. И сейчас я помню этот день. Меня будто облили холодной водой, я остолбенел, и в тоже время хотелось прыгать до потолка. Это обливание меня тогда спасло. В тот же вечер мы должны были встретиться с друзьями на районе, однако я остался дома. Как потом я узнал, из них троих в тот вечер один умер от передозировки, двое попали в реанимацию. Среди них мог быть и я.
Узнав об этом, на следующий день я сам попросил родителей помочь мне вылечиться. В наркодиспансере прошел обследование, курс лечения, после чего меня отправили на обследование в Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, где я и узнал о том, что инфицирован.
Первое, что почувствовал – страх, но страх не за себя, а за своих жену и тогда еще не родившуюся дочку. Что с ними будет, а вдруг и они тоже инфицированы?!
В тот же день психолог Центра предложила мне встретиться с батюшкой. Как оказалось в Центре уже несколько лет действует молитвенная комната и там еженедельно по вторникам отец Андрей совершает молебны о здравии вич-инфицированных. В этот день любой желающий может с ним побеседовать.
Первая встреча с батюшкой меня смутила. Я ожидал, как в детстве, увидеть строгого попа с длинной бородой, но меня встретил молодой священник с улыбкой на лице и предложил поучаствовать в молебне, дал мне листик, ручку, попросил написать имена всех, о ком бы я хотел помолиться. Я, естественно, нацарапал имена жены и родителей.
Начался молебен, отец Андрей запел положенные молитвы, все собравшиеся прекратили разговоры и устремили свои взгляды на иконостас молитвенной комнаты. Я разглядел на столике перед иконостасом пачку свечей и, как учила в детстве бабушка, с мысленной просьбой поставил горящую свечу на подсвечник. Вскоре услышал, как священник читает мной записанные имена и мое сердце наполнила какая-то уверенность в том, что будет все хорошо.
После молебна я подошел к отцу Андрею и поговорил с ним. Из разговора я узнал, что батюшка является епархиальным уполномоченным по работе с вич-инфицированными и наркозависимыми вот уже одиннадцатый год. Это как раз про меня, подумал я, и вич-инфицирован и от наркотиков никак не могу избавиться.
Батюшка расспросил меня о семье, жене, родственниках. Моя супруга, тоже, как выяснилось, оказалась вич-инфицированной, и стала впоследствии пациенткой центра по профилактике и борьбе со СПИД.
Моя семья оказалась в очень трудной ситуации. Но мы верим Богу и надеемся на чудо, а еще на Его безграничную милость и милосердие людей нас окружающих».
0
Ваша оценка: Нет